Природоохранной прокуратурой выявлены нарушения законодательства об отходах производства и потребления
Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка организации, выполняющей работы по частичной расчистке городской свалки, закрытой для приема и захоронения отходов в г. Белокуриха Алтайского края.
Проверкой установлено, что организацией допускаются нарушения требований законодательства об отходах производства и потребления.
Так, выявлены факты несанкционированного размещения отходов на закрытой для указанной деятельности свалки, не организован должный контроль за содержанием земельного участка в надлежащем состоянии.
Выявленные нарушения отражены в представлении, внесенном руководителю организации. По результатам рассмотрения представления нарушения устранены, земельный участок расчищен от отходов, доступ на него неопределенного круга лиц ограничен.
Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения федерального законодательства об отходах производства и потребления
Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проверки исполнения федерального законодательства об отходах производства и потребления выявлены нарушения.
Установлено, на территории Барнаульского ленточного бора неизвестными лицами осуществлено несанкционированное размещение отходов.
Поскольку собственники отходов, образующих указанную выше несанкционированную свалку на территории земель лесного фонда не установлены, отходы являются собственностью соответствующего лесничества.
По результатам проверочных мероприятий на территории Барнаульского лесничества силами КАУ «Алтайлес» осуществлена ликвидация несанкционированной свалки.
В статью 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления» внесены новые части
Новые составы предусматривают ответственность за выгрузку или сброс с транспортных средств и прицепов к ним отходов вне специально установленных мест.
Предельный размер штрафа зависит от вида транспортного средства:
— если правонарушение совершено с использованием автомототранспортных средств, то размер штрафа составит до 50 тыс. рублей для юридических лиц;
— если правонарушение совершено с использованием грузовых транспортных средств, тракторов, то размер штрафа составит до 120 тыс. рублей для юридических лиц.
Если должностное или юридическое лицо совершат нарушение повторно, транспортное средство могут конфисковать.
Рассматриваемые нарушения могут быть зафиксированы работающими в автоматическом режиме камерами (что как и в случае с нарушениями правил дорожного движения будет самостоятельным поводом для возбуждения дела об административном правонарушении.
Новая редакция положения об использовании лесов на сельскохозяйственных землях заменяет уведомительный характер использования таких лесов на разрешительный
Первая редакция положения предполагала уведомительный характер использования лесов на землях сельхозназначения. Теперь же собственнику участка нужно подготовить заявление и разработать проект освоения лесов, а также подать лесную декларацию. Нововведения позволят усилить контроль за использованием лесных насаждений на землях сельхозназначения и предупредить риски нелегальной заготовки древесины.
Согласно новой редакции положения до 1 октября 2023 года или в течение двух лет со дня возникновения права на участок, расположенный на землях сельхозназначения, правообладатель может подать в территориальный орган Россельхознадзора заявление о намерении использовать находящиеся на этом участке лесные насаждения. В нем указываются количественные и качественные характеристики насаждений и обозначается цель их использования. Дополнительно собственник прилагает материалы фото- и/или видеофиксации насаждений, что позволяет существенно ускорить процесс принятия положительного решения.
Предоставленные заявителем сведения и материалы направляются в региональные лесные ведомства для получения экспертного заключения о соответствии лесных насаждений и/или древесно-кустарниковой растительности критериям отнесения их к лесам, расположенным на землях сельхозназначения. После этого территориальный орган Россельхознадзора организует рассмотрение заявления межведомственной комиссией.
В соответствии с обновленным положением владелец участка также разрабатывает проект освоения лесов. После рассмотрения заявления и получения положительного заключения от межведомственной комиссии готовый проект направляется в региональные лесные ведомства или органы местного самоуправления для проведения государственной или муниципальной экспертизы. Туда же собственник передает лесную декларацию и отчет об использовании лесов.
Отметим, что порядок разработки проектов освоения лесов, учитывающий особенности обновленного положения, определен приказом Минприроды РФ № 864, он начнет действовать с 1 марта 2023 года. До этой даты Рослесхоз рекомендует руководствоваться действующим Составом проекта освоения лесов. Экспертиза при этом должна проводиться в соответствии с Лесным кодексом, но уже с учетом новой редакции положения. То есть она должна осуществляться с выездом на участок для проверки содержания запланированных мероприятий, предусмотренных проектом.
Стоит дополнить, что с 1 января 2024 года для рубки лесных насаждений на землях сельхозназначения собственник также будет осуществлять отвод и таксацию лесосек, составлять таксационное описание лесосеки и технологическую карту лесосечных работ.
Итоги работы Алтайской межрайонной природоохранной прокуратуры в первом полугодии 2022 года
Деятельность Алтайской межрайонной природоохранной прокуратуры в первом полугодии 2022 года осуществлялась в соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 15.04.2021 № 198 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере».
Основными направлениями надзора являлись: исполнение лесного законодательства, законодательства о недропользовании, водных биологических ресурсах, об отходах производства и потребления, особо охраняемых природных территорий, охране атмосферного воздуха и других важных направлениях в области охраны окружающей среды, в том числе в границах муниципального образования г. Барнаула.
При осуществлении надзора в сфере природоохранного законодательства в первом полугодии 2022 года выявлено 436 нарушений, принесено 20 протестов, в суды общей юрисдикции направлено 29 исковых заявлений, внесено 93 представления, к дисциплинарной ответственности привлечено 60 лиц, к административной ответственности — 46, по материалам прокурорской проверки, направленной в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, возбуждено уголовное дело.
При проверке готовности лесопользователей и лиц, использующих земли сельскохозяйственного назначения в местах прилегания к лесным участкам, истребована информация от сельхозпроизводителей, Егорьевского, Красногорского, Табунского, Тальменского, Мамонтовского, Немецкого районов края. Установлено, что 49 индивидуальных предпринимателя и юридических лица имеют необработанные поля (оставлена стерня), что может привести к возникновению пожаров, в том числе, лесных. В связи с указанным природоохранным прокурором в марте 2022 года 49 руководителям хозяйствующих субъектов объявлены предостережения.
В целях усиления надзора за истекший период 2022 года хозяйствующим субъектам за невнесение платы за пользование водными объектами внесено 8 представлений, по результатам рассмотрения которых в доход государства поступило более 88 тысяч рублей, к дисциплинарной ответственности привлечено 3 должностных лица.
Кроме того, 10 субъектов, осуществляющих добычу подземных вод в целях питьевого водоснабжения, по результатам рассмотрения представлений природоохранного прокурора, инициировали работу по получению разрешения Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края на установления зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, 4 ответственных должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
Длительное время г. Барнаул сталкивается с проблемой истощения р. Пивоварка, которая утратила способность к самоочищению. В целях экологической реабилитации водного объекта, предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения его вод, необходимо установить водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности. Установление таких зон и полос возможно только после определения положения береговой линии.
Ввиду ограниченности средств федерального и регионального бюджетов, приоритетности установления береговой линии границ водных объектов питьевого значения, ответственным органом – Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края по состоянию на январь 2022 года не принят комплекс мер, необходимых для охраны р. Пивоварка.
Однако проблема загрязнения указанного водного объекта ввиду его критического состояния требовала незамедлительного решения. Ввиду изложенного Алтайским межрайонным природоохранным прокурором инициировано исковое производство о признании бездействия Министерства природных ресурсов и экологии незаконным, о возложении обязанности принять исчерпывающие меры, направленные на охрану р. Пивоварка. Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 06.04.2022 исковые требования прокурора удовлетворены. Решение суда находится на исполнении.
В истекшем периоде 2022 года природоохранным прокурором выявлялись нарушения законодательства об отходах производства и потребления, охране атмосферного воздуха.
В первом полугодии 2022 году Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой выявлено 5 несанкционированных мест размещения отходов в границах г. Барнаула. В результате вмешательства прокуратуры ликвидировано более 800 м3 твердых бытовых отходов, около 200 м2 очищенно от отходов.
В анализируемом периоде 2022 года выявлялись нарушения земельного законодательства, законодательства о недрах.
В целях усиления состояния законности в указанной сфере, в первом полугодии 2022 года недропользователям, не предоставившим в соответствии с лицензионными требованиями отчетность по форме 2-ТП (водхоз) внесено 14 представлений, по результатам рассмотрения которых отчетность сдана, к дисциплинарной ответственности привлечено 11 должностных лиц.
Кроме того, за нарушение условий, предусмотренных лицензией на право пользования недрами, 6 ответственных должностных лиц хозяйствующих субъектов по постановлениям природоохранного прокурора привлечены к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, каждому назначено административное наказание в виде предупреждения.
Во втором полугодии 2022 года природоохранной прокуратурой работа по выявлению и пресечению нарушений законодательства об охране окружающей среды и природопользовании будет продолжена.
Информация направляется для сведения.
Определено направление расходования платы за НВОС, сумм штрафов, установленных за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, средств от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде
Указанные средства будут направляться на выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде и (или) организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в случае наличия на территории субъекта РФ (муниципального образования) объектов накопленного вреда окружающей среде, а в случае их отсутствия — на иные мероприятия по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Использование указанных средств осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ, в соответствии с планом указанных мероприятий субъекта РФ.
Закреплено, что плата за НВОС носит целевой характер и не может быть использована на иные цели.
(Федеральный закон от 30.12.2021 №446-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 02.08.2022 №1370)
Определен перечень видов деятельности хозяйствующих субъектов на территориях национальных парков и их охранных зон, подлежащих согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки
Установлено, что ранее выданные согласования продолжают действовать бессрочно.
Лица, осуществляющие виды деятельности, включенные в перечень, и не имеющие согласования этой деятельности, обязаны до 1 декабря 2022 года уведомить федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится соответствующий национальный парк или охранная зона национального парка, об осуществлении видов деятельности, включенных в перечень, и получить согласование такой деятельности до 1 сентября 2024 года.
Осуществление видов деятельности, включенных в перечень, возможно только в тех национальных парках и их охранных зонах, режим особой охраны которых допускает такую деятельность в соответствии с законодательством РФ об особо охраняемых природных территориях, положением о национальном парке, решением об установлении охранной зоны национального парка.
(Постановление Правительства РФ от 02.06.2022 № 1018)