Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.
Граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах устанавливается федеральными законами. Речь идет об уголовной и административной ответственности. Уголовный кодекс РФ содержит четыре статьи, предусматривающие уголовную ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах, — ст. 141 “Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий”, 141.1 “Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума”, 142 “Фальсификация избирательных документов, документов референдума” и 142.1 “Фальсификация итогов голосования”.
В КоАП РФ включены 33 статьи, устанавливающие административную ответственность за нарушения законодательства о выборах, в том числе:
5.1. Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей; 5.3. Неисполнение решения избирательной комиссии. Непредставление сведений и материалов по запросу избирательной комиссии; 5.4. Нарушение порядка представления сведений об избирателях; 5.5. Нарушение порядка участия СМИ в информационном обеспечении выборов; 5.6. Нарушение прав члена избирательной комиссии, наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения представителя средства массовой информации; 5.7. Отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах; 5.8. Нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах порядка и условий проведения предвыборной агитации на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях; 5.9. Нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности; 5.10. Проведение предвыборной агитации вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах; 5.11. Проведение предвыборной агитации лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом; 5.12. Изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах; 5.13. Не предоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации; 5.14. Умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам; 5.15. Нарушение установленного законодательством о выборах права на пользование помещениями в ходе избирательной кампании; 5.16. Подкуп избирателей либо осуществление в период избирательной кампании благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах; 5.17. Не предоставление или не опубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов; 5.18. Незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения; 5.19. Использование незаконной материальной поддержки при финансировании избирательной кампании; 5.20. Незаконное финансирование избирательной кампании, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанных с проведением выборов; выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам; 5.21. Несвоевременное перечисление средств избирательным комиссиям, кандидатам, избирательным объединениям; 5.22. Незаконная выдача гражданину избирательного бюллетеня; 5.23. Сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней; 5.24. Нарушение установленного законом порядка подсчета голосов, определения результатов выборов, порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой “Повторный” или “Повторный подсчет голосов”; 5.25. Непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов; 5.45. Использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании; 5.46. Подделка подписей избирателей; 5.47. Сбор подписей избирателей в запрещенных местах, а также сбор подписей лицами, которым участие в этом запрещено федеральным законом; 5.48. Нарушение прав зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений при выделении площадей для размещения агитационных материалов; 5.49. Нарушение запрета на проведение в период избирательной кампании лотерей и других основанных на риске игр, связанных с выборами; 5.50. Нарушение правил перечисления средств, внесенных в избирательный фонд; 5.51. Нарушение организацией, индивидуальным предпринимателем, выполняющими работы или оказывающими услуги по изготовлению агитационных печатных материалов, правил изготовления агитационных печатных материалов; 5.52. Невыполнение уполномоченным лицом требований законодательства о выборах об обеспечении кандидатам, избирательным объединениям равных условий для проведения агитационных публичных мероприятий; 5.56. Нарушение порядка и сроков представления и хранения документов, связанных с подготовкой и проведением выборов.
В части 5 ст. 28.3 КоАП установлено, что члены избирательной комиссии, с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.3 — 5.5, 5.8 — 5.10, 5.12, 5.15, 5.17 — 5.20, 5.47, 5.50, 5.51, 5.56 КоАП РФ.
Заместитель начальника ОП по Чарышскому району МО МВД России «Усть-Калманский» майор полиции С.И. Кошляков