Думаю, многим знакома ситуация, когда купленная вещь в магазине, кажется, подходит нам идеально, но дома выясняется, что это совсем не так. Или когда необходимо купить что – то из одежды ребенку или пожилому человеку, привести которого для примерки в магазин бывает проблематично. Или, в конце концов, решили купить мужу в подарок рубашку, но не угадали с размером?
В таких ситуациях может показаться, что деньги потрачены впустую и безвозвратно. Однако, здесь потребителю приходит на помощь статья 25 Закона о защите прав потребителей.
Согласно этой статье, Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.
Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.
Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.
2. В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.
По соглашению потребителя с продавцом обмен товара может быть предусмотрен при поступлении аналогичного товара в продажу. Продавец обязан незамедлительно сообщить потребителю о поступлении аналогичного товара в продажу.
Для того, чтобы произвести замену, необходимо обратиться с письменной претензией в адрес продавца. В претензии необходимо описать ситуацию максимально подробно, но четко, а также указать свои реквизиты (ФИО, адрес, номер телефона). Претензию необходимо составить в двух экземплярах. Один из которых необходимо вручить продавцу с отметкой о получении на втором экземпляре, который остается у потребителя.
Казалось бы данная статья закона полностью встает на сторону потребителю. Однако, не редки случаи, когда защищать приходится именно продавца от злоупотребления права со стороны потребителя. Чтобы случаи такого злоупотребления происходили как можно реже, Правительством Российской Федерации был разработан перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату и замене на аналогичный . товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки и комплектации.
К таким товарам относятся:
1. Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми), лекарственные препараты
2. Предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары)
3. Парфюмерно-косметические товары
4. Текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и синтетические ткани, товары из нетканых материалов типа тканей — ленты, тесьма, кружево и другие); кабельная продукция (провода, шнуры, кабели); строительные и отделочные материалы (линолеум, пленка, ковровые покрытия и другие) и другие товары, отпускаемые на метраж
5. Швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные)
6. Изделия и материалы, полностью или частично изготовленные из полимерных материалов и контактирующие с пищевыми продуктами (посуда и принадлежности столовые и кухонные, емкости и упаковочные материалы для хранения и транспортирования пищевых продуктов, в том числе для разового использования)
7. Товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты
8. Мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты)
9. Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, ограненные драгоценные камни
10. Автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним; мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ; прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения
11. Технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные, бытовое газовое оборудование и устройства; часы наручные и карманные механические, электронно-механические и электронные, с двумя и более функциями)
12. Гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия, патроны к нему
13. Животные и растения
14. Непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания, воспроизведенные на технических носителях информации)
Поэтому при покупке товаров, входящих в данный перечень необходимо все четко взвесить и рассчитать. Кроме того стоит быть более внимательными при покупке товаров, которые косвенно можно отнести к данному перечню. Например, наушники, портативные колонки и т.д. Так как в отношении таких товаров зачастую отсутствует единообразно сложившаяся судебная практика. Следовательно, если возникнет спорная ситуация – ее исход может быть совершенно не предсказуемым.
Если при планировании какой – либо покупки у вас возникают вопросы, относительно ваших прав как потребителя, либо если конфликтная ситуация у вас уже произошла, вы всегда можете обратиться за помощью в Консультационный пункт по защите прав потребителей филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае» в г. Алейске.
В.В.Русакова, юрисконсульт филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае» в г. Алейске.