Не за горами открытие навигационного сезона и сейчас самое время подготовиться к спуску на воду ваших плавсредств. И начинать надо с самых незатейливых вещей, а именно с самого банального осмотра. Чтобы не испортить себе первый выход на воду, лодку следует основательно проверить. При визуальном осмотре корпуса следует обращать внимание даже на самые мелкие нюансы, которые, на первый взгляд, кажутся незначительными. Осмотр рекомендуется начинать с днища. Проведите тщательный визуальный осмотр на наличие трещин или проржавевших дыр. Обязательно проверьте наличие заклепок. Если какой-либо из них нет на своем месте, обязательно нужно поставить новую заклепку.
Не меньшее внимание своим плавсредствам должны уделять и владельцы надувных лодок. Если вы хранили лодку в спущенном состоянии, для начала ее следует накачать. Баллоны обязательно должны быть герметичными и держать воздух. В первую очередь нужно обратить внимание на целостность дна. Это можно проверить двумя способами. Можно налить воды в лодку и слегка приподнять ее над землей — вы сразу же обнаружите все имеющиеся трещины и дырочки.
Есть еще один немаловажный момент: как правило, на лодках ПВХ применяются клапаны пружинного типа. На них нужно обращать внимание не только при подготовке лодки, но и на протяжении всего навигационного сезона. Это связано с тем, что такие клапаны боятся попадания грязи, песка и прочего мусора. Их всегда нужно содержать в идеальной чистоте. А для этого клапаны всегда следует закрывать специально предназначенной крышкой. Целостность и правильную работу клапана можно проверить следующим способом: нужно накачать лодку и слегка понажимать на клапан. При нажатии вы услышите, как воздух выходит из лодки, однако, как только вы отпустите клапан, он сразу же закроется, и утечка воздуха прекратится. Это говорит о том, что клапан в полной исправности и с ним можно смело отправляться на воду. Если же вы услышите, что при закрытом клапане выходит воздух, значит, клапан засорился. Тут необходима либо чистка, либо его полная замена.
Особое внимание следует уделить подвесным лодочным моторам (стационарным двигателям), потому что это самые сложные механизмы, входящие в комплект вашего судна. Для начала проверьте уровень масла, смажьте все трущиеся детали, проверьте рулевое оборудование. Обязательно проверьте все электрооборудование, замените свечи. Также необходимо помнить, что транец является одним из самых слабых мест в лодке. Его осмотр должен быть особенно тщательным.
С наступлением весны и предстоящим открытием навигации судоводители должны неукоснительно соблюдать требования правил безопасности при эксплуатации маломерных судов, а именно:
— время выхода в плавание и прибытие к месту назначения рассчитывать на светлое время суток. В условиях ограниченной видимости существует вероятность столкновения с плавучим (с подводным) препятствием или налететь на перекаты, отмели, каменистые образования;
— ознакомиться по карте с предстоящим маршрутом движения, наличием возможных мест убежища
— отправляясь даже в короткое плавание, уточните прогноз погоды;
— обратите внимание на силу и направление ветра — от этого зависит высота волны, причем на различных участках она может быть разной;
— необходимо проверить запасы топлива, исправность судна и его механизмов;
— проверить укомплектованность плавсредства согласно нормам снабжения, наличие спасательных жилетов по количеству человек, находящихся в лодке;
Помните, что надетый спасательный жилет- это не только спасательное средство в экстремальном случае, но и неплохая защита от холодного ветра во время управления лодкой.
ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Алтайскому краю»